Общие сведения

Вепсы (vepsläižed) – коренной малочисленный народ РФ, входящий в прибалтийско-финскую группу финно-угорских народов. Самоназвание вепсь, бепся, людиникад, вепслайне. Русские, наряду с названием "весь" употребляли этноним "чудь", использовавшийся для всех прибалтийско-финских народов. Вепсы являются одним из древнейших народов Севера Европы. Первое упоминание о веси и чуди относят к середине VI в. В известном сочинении остготского историка Иордана «О происхождении и деяниях Гетов» при перечислении многочисленных племён, якобы покорённых готским королём Германарихом, исследователи под названием vas или vasina видят весь, а под названием тhiudos, тuidos, тhiudi – чудь.

В настоящее время вепсский народ проживает в Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях. Также в Иркутской и Кемеровской областях сохранились небольшие этнические группы вепсов, переселившиеся во время столыпинской реформы. Численность вепсского народа с 1897 по 2002 гг. изменялась следующим образом: 1897г. - 25 284 чел. 1926г. - 32 773 чел. 1939г. - 32 000 чел. 1959г. - 18 400 чел. (владение родным языком - 46,1%) 1970г. - 8 281 чел. 1979г. - 8 094 чел. (владение родным языком - 38,4%) 1989г. - 12 501 чел., 2002г. - 8240 чел. По данным переписи 2010 года вепсов насчитывается 5936 человек. В связи со снижением их численности вепсский язык внесен в Красную Книгу языков народов России, вепсы отнесены к числу коренных малочисленных народов РФ.

Вепсы традиционно были земледельцами. Важное значение в богатом рыбой и пушным зверем крае имели рыболовство и охота, превратившиеся со временем наряду со сбором грибов и ягод в подсобные промыслы. Традиционное жилище и материальная культура вепсов близки к северорусским. Для женской традиционной одежды характерно бытование юбочного (юбка и кофта) и сарафанного комплексов. Традиционная пища - хлеб, калитки, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво, хлебный квас.

В XI-XII вв. среди вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись языческие верования. В фольклоре вепсов оригинальны предания о древней чуди, в народной хореографии - танец с ложками.

В прошлом у вепсов существовали территориальные объединения. Им на смену пришла сельская община, функции которой не отличались от русской. К началу ХХ века у вепсов господствовала малая семья, хотя в некоторых регионах продолжали существовать и большие патриархальные семьи. Свадебная обрядность, бытовавшая до 1930-х годов, во многом напоминала северорусскую. Большая часть фольклорных текстов исполнялась на русском языке.

У вепсов сохраняются и по сегодняшний день почитание ели, можжевельника, рябины, ольхи; древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья. Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей.

Из фольклорных жанров популярны пословицы, былички, частушки, колыбельные песни, предания о завоевателях (литве, турках, панах), о кладах, о происхождении названий географических объектов. Бытуют причитания (в настоящее время похоронные), сказки, лирические песни. Из музыкальных инструментов до начала ХХ века сохранялось кантеле, вытесненное гармонью, чаще всего с минорным ладом. Народное искусство представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (у оятских средних вепсов), вышивкой, ткачеством.

У вепсов есть свой язык, имеющий наибольшее сходство с карельским, финским и ижорским языками. В вепсском языке есть три диалекта: северно-вепсский, южно-вепсский и средне-вепсский, имеющие незначительные отличия, которые не мешают понимать представителям разных диалектов друг друга. Ударение в вепсском языке всегда падает на первый слог, грамматический род - отсутствует. Особенностью морфологии вепсского языка является наличие 18 падежей. Вепсы являются народом с прерванной письменной традицией. Впервые вепсская письменность была создана на латинской основе в 1931 г., а в конце 1937 г. использование вепсской письменности запретили. В 1989 г. решением правительства Карелии вепсская письменность была воссоздана. В настоящее время работа по развитию лексики вепсского языка проводится группой специалистов, созданной при Главе Правительства Республики Карелия в 1998 г.

С 1993 года в г. Петрозаводске стала выходить газета “Kodima” на вепсском и русском языках. В 2003 г. был опубликован краткий перевод Калевалы Э.Лённрота. Наибольшим событием для вепсского народа стал перевод и издание Нового Завета на вепсском языке в 2006 году.

На данный момент вепсский язык изучают в школах Карелии, Вологодской и Ленинградской областях, университетах. Ежегодно проводятся межрегиональные и семейные конкурсы знатоков вепсского языка, где дети и взрослые показывают свое знание родного языка, а также вепсские организуются языковые лагеря.