Вепсские святые

В вепсском языке встречается два разных слова: Jumal и Sünd, Sünd-sötai. Слово Jumal означает для вепсов такого бога, который ближе к языческим богам, оно встречается в словах, которые описывают грозу и связанные с ней явления: Jumalanjuru (гром), Jumalaheboinen (радуга). Слово же Бог - Sünd, Sünd-sötai - буквально прародитель, кормилец.

Преподобный Александр Свирский, чудин по происхождению, как сообщается в его житии, родился 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти, умер 30 августа 1533 года. Он принял постриг в Валаамском монастыре в возрасте 26 лет, а в 1485 г. покинул монастырь и ушёл к себе на родину – в вепсский край. Он поселился вблизи озера Рощинского недалеко от Свири, на расстоянии 36 вёрст от Олонца. В 1560 г. митрополитом Московским и всея Руси Макарием в память Александра Свирского был освящён один из приделов самого известного в России храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь стал одним из важнейших духовных центров России. Деятельность Александра Свирского, как отмечает Православная энциклопедия, «имеет огромное значение для развития северно-русского монашества». Церковь считает его духовным отцом и воспитателем многих севернорусских святых и основателей монастырей и пустынь.

Среди многочисленных учеников Александра Свирского был прионежский вепс преподобный святой земли Карельской Иона Яшезерский, основавший на своей родине вблизи с. Шокша Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь. Впервые монастырь упоминается в списке обителей в 1582 г. В конце XVI – начале XVII вв. русские цари выделяли монастырю богатые лесные и пашенные угодья, рыболовные озёра. Монастырь постоянно получал богатые пожертвования от царствующих особ, освобождался от уплаты податей. В середине ХIX в. Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь считался одним из самых благоустроенных монастырей Олонецкой губернии. С деятельностью Александра Свирского и его учеников, основателей  монастырей, началась настоящая христианизация северного края. Признание церковью бытования в ХV вв. язычества среди чуди и лоплян позволяет их считать первопроходцами в распространении православия на Севере. Сообщается, что Иона Яшезерский устроил монастырь на языческом капище с целью «отвратить» местное население от языческих верований. Благовещенский Ионо-Яшезерский монастырь находится в полуразрушенном состоянии. Он внесен в список памятников архитектуры и истории Карелии как второй по значимости после Валаамского монастыря.